?

Log in

No account? Create an account
Underwater Photography [entries|archive|friends|userinfo]

Автоматизация улучшения резкости. Обрабатываем MACRO Uderwater Photo. [Jul. 8th, 2008|01:31 pm]
Underwater photography

uw_photo

[scout_dreamer]
[Tags|, ]

КАК АВТОМАТИЗИРОВАТЬ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ РЕЗКОСТИ ?




По просьбам друзей и соратников, выкладываю "Action" для Фотошопа на тему улучшения резкости фотографий, c использованием масок. Это коротенькая микропрограмма, которую я записал лично для себя и пользуюсь ей каждый день. Надеюсь она поможет и вам. Речь идет о весьма тонкой и качественной обработке, в отличие от простейших способов работы одним фильтром. Должен Вам сообщить, что авторство таких многоступенчатых методик оптимизации резкости принадлежит - Брюсу Фрейзеру, известному американскому специалисту по обработке в Photoshop. За это выражаю ему большую человеческую благодарность.

Прошу обратить внимание, что параметры описываемого в этой статье Action предназначены и эффективны только для обработки изображения "с большим числом граней" и малыми шумами, каким и является обычно подводное макро. Для картинок "с малым числом граней" и "средним числом граней", - я записал другие Action. О них расскажу в последующих статьях. Например для широкоугольных изображений ландшафта с дайвером или для рэков - я сделал Action посложнее.

Итак, начнем с простого.
Я выбрал в качестве исходного изображения - первый попавшийся снимок голожаберника. Фото, конечно, не претендует на художественность, но весьма подходит нам в качестве материала для обработки. На нем много мелких деталей (граней): структура поверхности голожаберника, мелкие цветочки, структура губки, мха и пр. Почти нет шумов. Наши усилия будут направлены на то чтобы максимально, и при этом не чрезмерно (!) проявить эти детали (точнее - их грани), не увеличив при этом нисколько уровень шумов и не создав артефактов шарпинга особенно на гладких фрагментах изображения. Нам нужно создать так называемое "мастер-изображение", с которого мы могли бы в дальнейшем печатать любые форматы, отдавать для публикации в журналы, демонстрировать презентации на большом экране и делать с ним прочие приятные вещи. Перед печатью на бумаге правда нужно будет еще выполнить один специальный Action предпечатной подготовки, но об этом - позже.
Описываемый Action адаптирован именно под создание "мастер-изображения".


Фото снято камерой Canon 350D. Размер изображения - 8,2 мп. Обработку я делаю в Photoshop CS3 for Mac. При конвертации из Camera RAW - никаких усилений резкости не производилось, движки sharping установлены на нуле, предпринято только небольшое уменьшение шума (-19). Изображение 16-битовое в цветовом пространстве ProPhoto RGB.




Сразу следует принять меры для автоматизации нашей задачи:
Сначала в палитре Actions создаем Новый Набор операций (Create new set), щелкнув по значку в виде папки в нижней части палитры.




После этого появляется диалоговое окно с предложением ввести Имя Нового Набора. Называем его как-нибудь скромно, например - Masterpiece Sharping. В этом наборе мы и будем хранить все наши actions по усилению резкости.




После подтверждения мы увидим наш Masterpiece Sharping в конце списка уже имеющихся наборов в палитре Actions:




Наш первый action для улучшения резкости формально будет состоять из трех этапов:
1) Создание корректирующего слоя;
2) усиление резкости "по источнику";
3) Усиление резкости "по содержимому";


Обратите внимание, что этап "усиление резкости для печати" - здесь отсутствует. Это отдельная тема. Для этого существуют у меня два отдельных универсальных Actions, ориентироанных на два типа печатных устройств. Эту тему я постараюсь осветить в одной из последующих статей.


1) СОЗДАНИЕ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО СЛОЯ.

В созданном нами ранее наборе Masterpiece Sharping cоздаем новую операцию, щелкнув на кнопке Create new action в нижней части палитры Actions:




Откроется диалоговое окно с предложением ввести Имя операции и присвоить "горячую" клавишу. Называем операцию, например - Presharpening и присваиваем "горячую" клавишу, например - F5. Горячая клавиша - это самая приятная возможность в этом деле. Когда у нас будет готовый action, мы сможем весь процесс запускать нажатием всего-лишь одной кнопки (F5).



Начинаем запись action, нажав кнопку Record в следующем диалоговом окне.
Все манипуляции, которые мы осуществим после этого момента, будут записаны Фотошопом в нашей операции (action) вплоть до принудительной остановки.


В палитре Layers щелкаем правой кнопкой мыши по слою Background, чтобы открылось контекстное меню. Из контекстного меню выбираем - Duplicate Layer. Мы создали копию текущего слоя. Назовем его Sharp Layer.




И вот мы видим его в палитре слоев Layers:




Дважды щелкаем мышкой по названию слоя в палитре и нам открывается диалоговое окно Layer Style.
Теперь задаем значения параметров: режим наложения - Luminosity (а ведь это большое преимущество - возможность работать только со свечением, чтобы усиление резкости отразилось только на яркости тонов и не повлияло на изменение оттенков или насыщенности,- это в некотором роде аналогично обработке в канале lightness пространства LAB, но по качеству воздействия - значительно лучше), Непрозрачность Opacity - 66 % (чтобы потом можно было при желании усилить или ослабить эффект в целом изменяя значение Непрозрачности). Ползунки Blend if ("наложить если") устанавливаем в следующих позициях: минимальный черный - 20, максимальный черный - 75, минимальный белый - 185, максимальный белый - 235. Эти цифры оптимизированы для используемого мною цветового пространства ProPhoto RGB со значением Gray Gamma 1.8. Если вы работаете в цветовых пространствах со значением Gray Gamma 2.2, например Adobe RGB, то цифры будут несколько другими: 20/80 и 145/235. Кстати, разделять ползунки становится возможным только при нажатой клавише Alt.
Это еще одно преимущество усиления резкости на отдельном слое - в возможности выбора тонового диапазона. При таком хитром положении ползунков эффект усиления резкости будет сохранен только для пикселей средних тонов (в диапазоне 75 - 175). Самые светлые и самые темные пиксели изображения - защищены от изменений и мы не повредим их шарпингом. Разделены же ползунки надвое - для того чтобы получить плавный переход между пикселями разной яркости.




2) УСИЛЕНИЕ РЕЗКОСТИ "ПО ИСТОЧНИКУ"

Имейте в виду, что описываемым сейчас action операция оптимизирована только для цифровых снимков. Сканы с пленок - требуют несколько другой обработки, о них будет сказано позже.
"По источнику" - имеется в виду источник полученного изображения. Речь идет о компенсации эффектов размытия полученных от работы высокочастотного фильтра камеры, призванного подавлять цветовой шум, а также ошибок интерпретации байеровских шаблонов.
Воздействуя на слой с уменьшенной прозрачностью и в ограниченном тоновом диапазоне мы можем выставить довольно агрессивные параметры шарпинга. Этот этап не нужен нам в качестве конечного результата, а служит в основном для получения более эффективной маски для последующей работы.
Применяя довольно агрессивно фильтр Usharp Mask задаем следующие параметры: количество Amount - 400, Radius - 0,6 , порог Threshold - 0. Если сенсор вашей камеры имеет больший размер (9-12 мп и более), то необходимо уменьшать радиус (до 0,5-0,4) и увеличивать силу воздействия фильтра - Amount. Для 8мп матрицы оптимально значение радиуса - 0,6. Amount=400 - приведен здесь для камеры Canon 350D, в которой стоит очень сильный высокочастотный фильтр. Для Nikon можно применять значительно меньшую силу воздействия Amount (100....300), в зависимости от модели камеры.




3) УСИЛЕНИЕ РЕЗКОСТИ "ПО СОДЕРЖИМОМУ"

"Содержимое" у нас в данном случае - изображение с "большим количеством граней" (по терминологии Брюса Фрейзера). Для него и оптимизирована следующая часть процесса.
Начинаем создавать маску. В качестве основы лучше всего выбрать сочетание красного и зеленого каналов, потому как синий канал обычно зашумлен и не очень подходит для нашей цели. Используем в меню Image команду Calculations (Вычисления) для создания нового канала. Обратите внимание чтобы корректирующий слой Sharp Layer был выделен для обоих источников Source (и в красном и в зеленом), режим смешивания выбираем - Pin light (точечный свет).




Новый слой, созданный командой Calculations выглядит следующим образом:




Применяем к нему фильтр Find Edges (Найти Грани) из меню Filters-Stylise. Новый канал после применения этого фильтра:




Теперь необходимо инвертировать его командой Invert из меню Image-Ajustments:




Чтобы создать более плавные переходы у маски - применим фильтр Gaussian Blur. Для изображения с большим количеством мелких граней выберем небольшой радиус размытия Radius - 0,8




Окончательный вид маски:




Поскольку маска для нашего случая размыта весьма незначительно, она покрывает полный тональный диапазон и редактирование ее с помощью команды Levels не является необходимым.
Через созданную нами маску будет в дальнейшем работать инструмент повышения резкости. Через темные участки маски - воздействие на изображение будет минимально. В местах где маска светлее - инструмент повышения резкости будет воздействовать сильнее. Смысл маски в том чтобы обрабатывать через нее - только грани изображения, не затрагивая другие фрагменты, особенно гладкие участки.

Загружаем канал как выделенную область:




После этого добавляем его к корректирующему слою усиления резкости как слой-маску:




Так выглядит слой с маской:



Применяем фильтр Unsharp Mask со значениями параметров: Amount - 200, Radius - 0,6, Threshold - 0.




Результат нашего усиления резкости:




После этого останавливаем запись, нажав кнопку Stop в нижней части палитры Actions.
Наш Action - полностью готов.

Что далее ?
Надо визуально оценить полученный эффект. Как правило он оптимален. Однако, если полученный эффект усиления резкости захочется ослабить или усилить, -можно изменить непрозрачность слоя Opacity (от 0 до 100% ).
Если вам покажется что какие-либо фрагменты изображения следует замаскировать от усиления резкости вручную - это можно сделать закрашивая маску в этих местах темной кистью. Если захочется наоборот усилить резкость на каком-то фрагменте - можно закрашивать участки маски светлой кистью.

После достижения желаемого результата - следует удалить альфа-канал для уменьшения объема файла. Если редактирование закончено - можно выполнить слияние всех видимых слоев командой Merge Visible из меню Layers.

Итак, наш Action - записан, запуск его осуществляется нажатием всего одной фунциональной клавиши: F5.
Разве это не "фантастика" ?! :)


Фрагмент изображения после усиления резкости:



Видим, что резкость на готовом мастер-изображении усилена не слишком сильно, но вполне достаточно для передачи в предпечатную подготовку и уже готова для презентации изображения на большом экране. И главное - отсутствуют артефакты и шумы после усиления резкости, что естественно очень заметно будет при последующей печати на большом формате, ведь я планировал печать 60х90. Если Вам все-таки показалось, что резкости недостаточно, можно увеличивать непрозрачность Opacity корректирующего слоя вплоть до 100 % и таким образом заметно усилить эффект. Сделайте это, поскольку визуальное восприятие все-же у всех разное.

Кстати, редакции серьезных журналов и прочих печатных изданий просят передавать им именно мастер-изображения, поскольку финальное усиление резкости они проделывают сами, под свое печатное оборудование. Также будем поступать и мы, используя отдельный Action "предпечатной подготовки", оптимизированный для печати, как вариант - в минилабе, на машине непрерывного тона Durst Lyambda, или как второй вариант, предложу также другой action, - для печати на струйном принтере. Я пользуюсь ими обоими. Об этом также пойдет речь в одной последующих статей.

Мы сейчас записали Action для обработки резкости подводного макро. В следующей статье http://scout-dreamer.livejournal.com/874.html рассматривается автоматизация обработки широкоугольного фото.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: nezametny
2008-07-08 09:46 am (UTC)

спасибо, конечно, огромное!

но под кат бы это все богатство...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pats0n
2008-07-08 09:48 am (UTC)
Павел, спасибо ! единственно просьба - использовать формат:

Текст видимый в ленте (100 слов)

[lj-cut]

текст который открывается по клику

[/lj-cut]


( "[" и "]" надо заменить на угловые скобки как в html, если я их использую то они пропадают из коммента ;))



Многим читателям подобный длинный пост сильно разносит ленту ;)

Edited at 2008-07-08 09:50 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pats0n
2008-07-08 09:54 am (UTC)
отредактировать сообщение уже помещенное в сообщество можно кликнув на иконку карандашика в его шапке. Просто оставь сверху несколько предложений, а остаток текста заключи в lj-cut.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pats0n
2008-07-08 10:46 am (UTC)
Павел, спасибо ! теперь просто супер, и содержание и формат ! ;))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: scout_dreamer
2008-07-08 06:03 pm (UTC)
Александр, большое спасибо за помощь по форматированию. Очень признателен.
Буду рад, если эта статья пригодится кому-нибудь на практике.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pats0n
2008-07-08 07:28 pm (UTC)
мне уже пригодилась ;) спасибо !
(Reply) (Parent) (Thread)